Установка автокрана на строительной площадке — важнейший этап подготовки к проведению строительных работ. Правильная установка автокрана не только обеспечивает безопасность работы, но и позволяет более эффективно выполнять задачи. Этот процесс регулируется рядом нормативных документов, таких как ГОСТ Р 58007-2017 «Техника безопасности при строительстве» и СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 3. Требования безопасности при эксплуатации машин и механизмов». Также существуют инструкции и паспорта производителей крановой техники, в которых указаны особенности установки конкретных моделей автокранов.
Особенности установки на разных типах площадок
- Вблизи котлованов. Установка автокрана рядом с котлованом представляет особую опасность из-за возможного обрушения края котлована под тяжестью машины. Чтобы этого избежать, расстояние от крана до края котлована должно составлять минимум полуторную глубину выемки. Например, если глубина котлована составляет 3 метра, автокран должен быть установлен на расстоянии не менее 4,5 метра от края. Важно учитывать не только глубину, но и состояние грунта: если грунт склонен к осыпанию, то это расстояние может увеличиваться. Для дополнительной безопасности площадка рядом с котлованом должна быть укреплена. Это может включать временные подпорные конструкции, использование геотекстильных материалов, которые предотвращают эрозию и смещение грунта. Укрепление особенно важно, если планируются работы в условиях высокой влажности или на слабых грунтах.
- Рядом с линиями электропередач (ЛЭП). Работы вблизи линий электропередач требуют строгого соблюдения норм безопасности. Минимальное расстояние от автокрана до ЛЭП зависит от напряжения в проводах. Например, при напряжении 1–20 кВ минимальное безопасное расстояние должно быть не менее 2 метров, при напряжении выше 20 кВ — не менее 4 метров. Если напряжение превышает 100 кВ, это расстояние может доходить до 10 метров и более. Учитывая высоту стрелы автокрана, важно заранее рассчитать возможные зоны опасности, в том числе при выдвижении стрелы на максимальную длину. Кроме того, для предотвращения случайных контактов со струями электричества рекомендуется установка специальных сигнальных устройств. Эти устройства предупреждают оператора о том, что кран приближается к опасной зоне. В некоторых случаях целесообразно временно обесточить ЛЭП на период проведения работ, если это возможно.
- На неровной местности. Установка автокрана на неровных или наклонных поверхностях значительно усложняет работу, поскольку такие условия могут вызвать перекос и нарушение устойчивости техники. Чтобы избежать риска опрокидывания, важно предварительно выровнять площадку с использованием грунта, бетонных плит или специальных подкладок под опорные платформы. В некоторых случаях требуется установка временных грунтовых площадок или использование выравнивающих ковриков для распределения давления. Необходимо учитывать, что даже небольшая неровность может повлиять на устойчивость крана при его работе с грузами. Для обеспечения надёжности автокран должен быть оборудован выносными опорами, которые равномерно распределяют нагрузку и предотвращают боковые наклоны машины. Все опоры должны быть выдвинуты полностью и закреплены для максимальной устойчивости.
- В стеснённых условиях. Работы на ограниченных площадках, таких как городские застройки или участки с множеством строений, требуют особого внимания к организации пространства. Необходимо заранее рассчитать, сколько места понадобится для свободного перемещения стрелы и как расположить автокран так, чтобы избежать столкновений с окружающими объектами. Например, на городских стройплощадках может потребоваться использование кранов с укороченными стрелами или телескопическими конструкциями, которые позволяют работать в узких пространствах. Чтобы избежать случайных повреждений объектов, таких как здания, ограждения, строительные леса или техника, часто на площадке устанавливаются временные сигнальные ограждения, маячки или натягиваются тросы с обозначениями зон работы крана. В некоторых случаях целесообразно использование автоматизированных систем, которые ограничивают перемещение стрелы в заданных зонах, исключая возможность выхода за границы безопасной работы.
Как включить крановую установку
После того как автокран правильно установлен и проверены все его параметры (устойчивость, расстояние до опасных зон и т. д.), можно приступать к запуску крановой установки.
- Проверка оборудования перед запуском. Прежде чем включать автокран, оператор обязан провести осмотр всех основных элементов конструкции. Важно убедиться, что стрела крана, гидравлическая система, выносные опоры, а также кабина оператора находятся в исправном состоянии. Также проверяются тормоза, механизмы поворота и системы управления.
- Проверка устойчивости. На этапе установки выносные опоры должны быть полностью выдвинуты и закреплены. Это обеспечит устойчивость крана во время подъёма и перемещения грузов. Выравнивание крана по уровню является ключевым шагом для безопасной работы.
- Запуск двигателя. Для запуска двигателя оператора необходимо убедиться в том, что все системы подготовлены к работе. После запуска двигателя проверяется давление в гидравлической системе и функционирование основных механизмов. Если автокран оснащён автоматизированной системой самодиагностики, она автоматически сообщит о возможных неисправностях.
- Проверка функционала стрелы. Стрела автокрана должна быть протестирована в нескольких режимах: подъём, опускание и поворот. Это делается без груза, чтобы убедиться, что все механизмы работают плавно и без рывков.
Как установить гусёк на стрелу
Гусёк — это дополнительное оборудование, которое монтируется на основную стрелу автокрана, увеличивая её длину и позволяя поднимать грузы на большую высоту. Установка гуська требует внимательности и соблюдения правил техники безопасности.
- Подготовка к установке. Прежде чем приступить к монтажу гуська, необходимо проверить его техническое состояние: отсутствие повреждений, исправность крепежных элементов. Также важно убедиться, что автокран стоит на ровной и устойчивой поверхности.
- Установка гуська на стрелу. Для начала стрела автокрана устанавливается в строго вертикальное положение. Это нужно для удобства и безопасности монтажа. Гусёк обычно состоит из нескольких частей, которые соединяются между собой и крепятся к стреле крана с помощью специальных болтов и штырей.
- Соединение гидравлических систем. Если гусёк оснащён гидравлическими или электрическими механизмами (например, лебёдками или системами поворота), необходимо подключить его к основной гидравлической системе автокрана. Все соединения проводятся с помощью специальных разъёмов, которые должны быть проверены на герметичность.
- Закрепление гуська. После того как гусёк закреплён на стреле, проводится проверка всех креплений и соединений. Важно убедиться, что все болты затянуты, а крепёжные элементы находятся на своих местах. Обычно для этих целей используются специальные ключи с динамометрическим контролем.
- Тестирование. По завершении монтажа проводится тестовый подъём и перемещение стрелы с установленным гуськом. Это позволяет убедиться в том, что вся система функционирует без перебоев и гусёк надёжно закреплён. Оператор должен контролировать все этапы, чтобы убедиться в отсутствии проблем при эксплуатации.
Правильная установка автокрана и монтаж гуська — это важные шаги, от которых зависит безопасность и эффективность строительных работ. Соблюдение нормативных документов, проверка оборудования и тестирование всех систем — залог успешного выполнения задач на строительной площадке.