Правила установки автокрана

Установка автокрана на строительной площадке — важнейший этап подготовки к проведению строительных работ. Правильная установка автокрана не только обеспечивает безопасность работы, но и позволяет более эффективно выполнять задачи. Этот процесс регулируется рядом нормативных документов, таких как ГОСТ Р 58007-2017 «Техника безопасности при строительстве» и СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 3. Требования безопасности при эксплуатации машин и механизмов». Также существуют инструкции и паспорта производителей крановой техники, в которых указаны особенности установки конкретных моделей автокранов.

Особенности установки на разных типах площадок

  1. Вблизи котлованов. Установка автокрана рядом с котлованом представляет особую опасность из-за возможного обрушения края котлована под тяжестью машины. Чтобы этого избежать, расстояние от крана до края котлована должно составлять минимум полуторную глубину выемки. Например, если глубина котлована составляет 3 метра, автокран должен быть установлен на расстоянии не менее 4,5 метра от края. Важно учитывать не только глубину, но и состояние грунта: если грунт склонен к осыпанию, то это расстояние может увеличиваться. Для дополнительной безопасности площадка рядом с котлованом должна быть укреплена. Это может включать временные подпорные конструкции, использование геотекстильных материалов, которые предотвращают эрозию и смещение грунта. Укрепление особенно важно, если планируются работы в условиях высокой влажности или на слабых грунтах.
  2. Рядом с линиями электропередач (ЛЭП). Работы вблизи линий электропередач требуют строгого соблюдения норм безопасности. Минимальное расстояние от автокрана до ЛЭП зависит от напряжения в проводах. Например, при напряжении 1–20 кВ минимальное безопасное расстояние должно быть не менее 2 метров, при напряжении выше 20 кВ — не менее 4 метров. Если напряжение превышает 100 кВ, это расстояние может доходить до 10 метров и более. Учитывая высоту стрелы автокрана, важно заранее рассчитать возможные зоны опасности, в том числе при выдвижении стрелы на максимальную длину. Кроме того, для предотвращения случайных контактов со струями электричества рекомендуется установка специальных сигнальных устройств. Эти устройства предупреждают оператора о том, что кран приближается к опасной зоне. В некоторых случаях целесообразно временно обесточить ЛЭП на период проведения работ, если это возможно.
  3. На неровной местности. Установка автокрана на неровных или наклонных поверхностях значительно усложняет работу, поскольку такие условия могут вызвать перекос и нарушение устойчивости техники. Чтобы избежать риска опрокидывания, важно предварительно выровнять площадку с использованием грунта, бетонных плит или специальных подкладок под опорные платформы. В некоторых случаях требуется установка временных грунтовых площадок или использование выравнивающих ковриков для распределения давления. Необходимо учитывать, что даже небольшая неровность может повлиять на устойчивость крана при его работе с грузами. Для обеспечения надёжности автокран должен быть оборудован выносными опорами, которые равномерно распределяют нагрузку и предотвращают боковые наклоны машины. Все опоры должны быть выдвинуты полностью и закреплены для максимальной устойчивости.
  4. В стеснённых условиях. Работы на ограниченных площадках, таких как городские застройки или участки с множеством строений, требуют особого внимания к организации пространства. Необходимо заранее рассчитать, сколько места понадобится для свободного перемещения стрелы и как расположить автокран так, чтобы избежать столкновений с окружающими объектами. Например, на городских стройплощадках может потребоваться использование кранов с укороченными стрелами или телескопическими конструкциями, которые позволяют работать в узких пространствах. Чтобы избежать случайных повреждений объектов, таких как здания, ограждения, строительные леса или техника, часто на площадке устанавливаются временные сигнальные ограждения, маячки или натягиваются тросы с обозначениями зон работы крана. В некоторых случаях целесообразно использование автоматизированных систем, которые ограничивают перемещение стрелы в заданных зонах, исключая возможность выхода за границы безопасной работы.

правила установки автокрана

правила установки автокрана

Как включить крановую установку

После того как автокран правильно установлен и проверены все его параметры (устойчивость, расстояние до опасных зон и т. д.), можно приступать к запуску крановой установки.

  1. Проверка оборудования перед запуском. Прежде чем включать автокран, оператор обязан провести осмотр всех основных элементов конструкции. Важно убедиться, что стрела крана, гидравлическая система, выносные опоры, а также кабина оператора находятся в исправном состоянии. Также проверяются тормоза, механизмы поворота и системы управления.
  2. Проверка устойчивости. На этапе установки выносные опоры должны быть полностью выдвинуты и закреплены. Это обеспечит устойчивость крана во время подъёма и перемещения грузов. Выравнивание крана по уровню является ключевым шагом для безопасной работы.
  3. Запуск двигателя. Для запуска двигателя оператора необходимо убедиться в том, что все системы подготовлены к работе. После запуска двигателя проверяется давление в гидравлической системе и функционирование основных механизмов. Если автокран оснащён автоматизированной системой самодиагностики, она автоматически сообщит о возможных неисправностях.
  4. Проверка функционала стрелы. Стрела автокрана должна быть протестирована в нескольких режимах: подъём, опускание и поворот. Это делается без груза, чтобы убедиться, что все механизмы работают плавно и без рывков.

Как установить гусёк на стрелу

Гусёк — это дополнительное оборудование, которое монтируется на основную стрелу автокрана, увеличивая её длину и позволяя поднимать грузы на большую высоту. Установка гуська требует внимательности и соблюдения правил техники безопасности.

  1. Подготовка к установке. Прежде чем приступить к монтажу гуська, необходимо проверить его техническое состояние: отсутствие повреждений, исправность крепежных элементов. Также важно убедиться, что автокран стоит на ровной и устойчивой поверхности.
  2. Установка гуська на стрелу. Для начала стрела автокрана устанавливается в строго вертикальное положение. Это нужно для удобства и безопасности монтажа. Гусёк обычно состоит из нескольких частей, которые соединяются между собой и крепятся к стреле крана с помощью специальных болтов и штырей.
  3. Соединение гидравлических систем. Если гусёк оснащён гидравлическими или электрическими механизмами (например, лебёдками или системами поворота), необходимо подключить его к основной гидравлической системе автокрана. Все соединения проводятся с помощью специальных разъёмов, которые должны быть проверены на герметичность.
  4. Закрепление гуська. После того как гусёк закреплён на стреле, проводится проверка всех креплений и соединений. Важно убедиться, что все болты затянуты, а крепёжные элементы находятся на своих местах. Обычно для этих целей используются специальные ключи с динамометрическим контролем.
  5. Тестирование. По завершении монтажа проводится тестовый подъём и перемещение стрелы с установленным гуськом. Это позволяет убедиться в том, что вся система функционирует без перебоев и гусёк надёжно закреплён. Оператор должен контролировать все этапы, чтобы убедиться в отсутствии проблем при эксплуатации.

Правильная установка автокрана и монтаж гуська — это важные шаги, от которых зависит безопасность и эффективность строительных работ. Соблюдение нормативных документов, проверка оборудования и тестирование всех систем — залог успешного выполнения задач на строительной площадке.